«Сегодня начавшееся еще вчера…» Отчет о подготовке маршрута Лаго-Наки — Мезмай

Побывав в Лаго-Наки на прошлой неделе мы разведали много новых, интересных траекторий для проведения велосипедных туров. Один из таких участков относится к нашему самому популярному маршруту — Лаго-Наки — Гуамка, а с этого сезона Лаго-Наки — Мезмай. Еще на прошлой неделе мы отметили несколько проблемных участков на этом вело-маршруте и решили посвятить начало этой недели их устранению. Первое, что нужно было сделать — это очистить новый участок маршрута от Борщевика — ядовитого растения, оставляющего на коже химические ожоги. И вторая проблема была в том, что на участке после Университетского водопада было несколько промоин, через которые невозможно проехать на велосипеде, приходится спешиваться и перетаскивать велосипед через ручей. Прикинув сколько времени потребуется на эту работу стало понятно, что необходимо минимум два дня для двоих человек или можно управиться за один день вчетвером, но тогда нужно провернуть сложную логистическую схему с переездами и перемещениями людей. Изначально план был такой: мы должны были выехать в понедельник рано утром и с кем-нибудь из инструкторов команды сделать эту работу. Но на просьбу о помощи в подготовке маршрута откликнулись не только инструкторы команды FREERIDA.ru, свою помощь предложили и другие организации, занимающиеся активными турами из Краснодара (ActiveBOXНовоТур). В итоге собралась добрая команда из шести человек, включая меня. Понедельник был отдан на подготовку всего необходимого для большой работы: сделано ТО бензопиле, заточена пильная цепь, закуплена био-химическая смесь для борьбы с сорняком, мешки для мусора и прочие мелочи типа перчаток, респиратора и прочего. С Собера мы привезли несколько кирок разного размера, лопату и секаторы. В целом к вечеру понедельника всё было готово. Запланировали выехать в ночь, чтобы пораньше начать работать. Около 21:00 созваниваюсь со всеми участниками и понимаю, что выехать получится в лучшем случае через час, а то и два. В итоге со всеми сборами, погрузкой вещей и бивачного снаряжения около 23:00 выезжаем в сторону Апшеронска. Изначально мы планировали разбить лагерь у реки Курджипс в Нижегородской, заночевать, а утром доехать до Темнолесской и начать работать. Но понимание того, что для того чтоб разбить лагерь придётся все выгрузить из машины и потом снова всё загрузить обратно, движет нами и мы сразу едем в Темнолесскую откуда двоим парням нужно утром выти на участок за Университетским водопадом и сделать не менее четырёх мостиков, а другая группа должна подняться к Азишской пещере через Мезмай и пройти участок поросший Борщевиком. Закончив работу все должны встретиться в Темнолесской и поехать домой. В то время как инструкторы будут работать над подготовкой маршрута, я — Коваль Артем и Роман Чернов должны отправиться на разведку и проработку еще нескольких вело-маршрутов в окрестностях Мезмая и Лаго-Наки.
Итак, далеко за полночь и вчерашний день, который никак не хочет заканчиваться начинает ме-е-едленно превращаться в сегодняшний. Мы въезжаем в Темнолессую, в свете фар появляется несколько обветшалых зданий, перевёрнутая набок русская легковушка, мы ищем где бы поставить лагерь и побыстрее лечь спать. Все как один говорят о том, что неплохо бы стать у ручья чтоб утром была возможность умыться. Включается навигатор на телефоне и Глеб с уверенностью показывает на экране место, где, по его словам, есть отличное место для стоянки, недалеко ручей и должен быть какой-то «парк». Мы движемся по «вымершему» на ночь посёлку в поисках места для ночлега. Фраза о «парке» и отличной поляне озвучивается еще несколько раз, но в свете фар только разбитая просёлочная дорога, редкие домики и разной степени сложности подъемы по узким улочкам. В машине звучат шутки о том, что раз мы ищем парк, надо ориентироваться на колесо обозрения, его, мол, издалека должно быть видно )))) В месте куда нас привёл Глеб нет ничего похожего на место для ночлега, вокруг высоченная трава и навигатор показывает, что, даже если это и «парк», то до ближайшего ручья не менее 500 м. Поворачиваем обратно, для того чтоб развернуться подключаем передний привод. Приключения идут за нами по пятам. Как нам кажется, если и быть «парку с памятником и качелями», то явно где-то в центре деревни. Следуем туда. Это, как оказывается, не так просто. К географическому центру Темнолесской вообще нет нормальной дороги, хотя на карте в навигаторе она отмечена. Включаю пониженную передачу и пытаюсь найти центр горной деревни въезжая в подъемы с некислым градиентом. Центра деревни, как такового нет. Есть пара магазинчиков, телеграф и беседка. По более-менее накатанной дороге едем в правый край посёлка, где вроде бы есть спуск к реке Мезмайка. Снова разбитая грунтовка, лужи, редкие домишки (откуда???) и вот мы выезжаем на какую-то поляну с редко стоящими деревьями и за перегибами рельефа ничего не понятно. До реки еще по-прежнему далеко. Едем по поляне, как вдруг мой взгляд цепляется за то, что трава в световом пятне подозрительно блестит. Только успеваю коснуться педали тормоза, как передние колёса проваливаются в болотистую почву. Место ночёвки нашло нас само. На часах начало четвёртого. Принимаю попытки выехать обратно, но под задними колёсами мокрая трава, а передние погрязли в болоте. Пробую раскачку. Не помогает. Машина стоит передним бампером в болоте, открываем багажник, достаём трос. Пытаемся тянуть Роминой машиной, но, как оказалось, на его Тагазе не работает передний мост. Рома с трудом сам перемещается по мокрой траве и мы понимаем, что вытянуть он меня точно не сможет. Пробуем подтянуть руками. Машина вроде бы и хочет выехать, но передние колеса, куда сейчас приходится основная масса ни в какую не хотят выезжать из болота. Краем глаза смотрю в пассажирское окно и вижу, как начинает светать. Если это можно так назвать, с разгона пытаюсь выехать назад, потом снова подаю машину вперед, задняя ось съезжает по влажному накатанному следу в болото, машина становится в горизонтальное положение и я понимаю, что всё… Ночую сегодня здесь. Не вылазия из машины т.к. вокруг болото, перекидываю «на берег» вещи ребят: палатки, спальники и коврики. Сам же достаю спальный мешок и когда уже становиться практически светло ложусь спать на заднем сидении.
Сипим, если можно это назвать сном, около трёх часов. Птицы щебечут, солнце светит прямо в машину т.к. стоит она практически посередине поляны. Когда совсем рассвело понимаю в чем дело. Оказывается, выше по склону течет небольшой ручей, он протекает мимо большого дерева и на поляне разливается, образуя болото. Просыпаемся, я кое-как выбираюсь из машины чтоб позавтракать. Состояние так себе. Не сказать, что спать было холодно, но почему-то появляется насморк и побаливает голова. Рома уже позвонил какому-то джиперу из Темнолесской или Мезмая и он сказал, что пришлёт машину для нашей эвакуации. Из потерь замечаю оторванный госномер, трещину на переднем бампере и оборванный пластиковый подкрылок. Завариваю овсяную кашу быстрого приготовления и, к моему удивлению, слышу рёв мотора. На поляне появляется «головастик» на тракторной резине. Быстро цепляем с трос, прикреплённый еще ночью, и пытаемся тянуть машину назад. Ничего не выходит. Кажется проблема в том, что тракторная резина не способна тянуть назад. Глеб засовывает руку по локоть в болото и отцепляет трос, теперь двумя руками залазит в болото под передний бампер и пытается прицепить трос к проушине с помощью шакла. Успешно. УАЗ подъезжает задом, накидываем трос и он с рёвом даёт натяг. Безуспешно. Еще натяг. 2,5 тоны Хундая медленно начинают ползти по болоту. Даю газ, колёса пытаются ухватиться за грунт, но пока рано. УАЗ медленно протягивает меня по болту, перед начинает приподниматься, добавляю газ и чувствую, что передние колёса зацепились. Вижу, как то слабеет, то снова появляется натяжение на тросе и Хундай медленно выползает на твёрдую землю. Глеб снимает трос я немного отъезжаю и мы все с удивлением наблюдаем, как водитель синего «головастика» разворачивается и ставит морду машины напротив болота. Неужели…. Да! Он немного разгоняется, въезжает в болото и, разбрызгивая грязь чёрными фонтанами из-под колёс, проезжает через то место, где я «сидел». Аплодисменты. Занавес.

Дальше всё по плану. Мы с Ромой (НовоТур) поднимаемся на Мезмайский перевал. Конаев Сергей (инструктор FREERIDA.ru) и Саня Гарькуша (инструктор ActiveBOX) на мостики, а Глеб и Серёга Федченко (инструктор FREERIDA.ru) на Азишскую в «царство борщевика».

Уже около 9:00 мы с Ромчиком стоим на старте маршрута и наблюдаем панорамы Лаго-Наки. Облачно. Я беру дождевик, хотя, по прогнозу, осадки не предвидятся. Первую часть вело-маршрута я хорошо помнил, она проходит по Пятигорским полянам и это место у меня вызывает особую симпатию. Пятигорские поляны усеяны цветами и различными травами, запах здесь стоит просто потрясающий. Около километра едешь по открытой местности с прекрасными видами на горизонте. Кайф! Мы доехали до старой фермы, здесь, как всегда, пасутся несколько лошадок, но людей нет. Свернули на грунтовку, идущую вдоль фермы, и поехали вниз по направлению к асфальтовому подъему на Лаго-Наки. Спуск показался нам довольно интересным. Грунтовая дорога с умеренным уклоном, местами есть колея, но она совсем не напрягает т.к. по краю накатана и натоптана хорошая тропа. Было 10:30 когда мы выехали на асфальт.

Подумав о том, что времени у нас достаточно много и можно разведать еще что-нибудь, я позвонил Глебу и попросил спуститься за нами, чтобы на машине поднять нас до ур. Сибирь. Через 15 минут подъехал Глеб с Сергеем и сказал, что они только поднялись и еще не успели распаковаться, что позвонил я очень вовремя. Было 11:00 и очень хотелось есть. Мы решили подняться до Азишской пещеры и перекусить. Рома хорошо знал хозяйку одного из кафе у пещеры и она с радостью согласилась покормить нас вкусными хычинами и напоить травным чаем. Было очень вкусно. Плотно покушав мы с Ромой покатили вниз по асфальту, а Глеб и Серега стали распаковывать заготовленные био-химикаты и смешивать раствор.

На этом наши приключения, конечно, не закончились. Ведь разведка вело-маршрутов — это всегда неизвестность. Спуск по урочищу Сибирь представлял из себя старый лесовозный волок с уклоном 45%. У меня так не горят колодки на спуске с Чегета. Не было никакого сомнения в том, что спускаться здесь с группой просто не вариант. Ну если только «девочки в белых теннисных юбочках на прокатных великах» — шутили мы. В одном месте ручей выходил прямо на волок и нам пришлось спускаться по жиже с лежащими вдоль и поперёк палками. Честно… хотелось пройтись пешком 😉 Ну да ладно. В диком дрифте мы сползли сложные участки, с десяток раз перебрались через завалы и промоины и около 12:00 выехали к Гранитному Каньону на реке Белая. Задние тормозные колодки у меня кончились. Мы выбрались на асфальт соединяющий Даховскую и Гузерипль и покатились вниз.

Доехав до родника мы набрали свежей, студёной водицы и решили ловить попутку. Удача улыбнулась нам очень скоро и буквально через пять минут мы уже мчали в грузовичке. Наша задача была продолжить прокладывать вело-маршрут «Мезмайский перевал — Пятигорские поляны — Чинарский водопад — Мезмай» и именно сейчас наш путь лежал к Чинарскому водопаду. Рома однажды ездил на велосипеде к водопаду и знал путь. После спуска по крутому волоку лесная дорожка к Чинарскому водопаду казалась нам подарком судьбы. Через час мы были уже на водопаде. Лично на меня Чинарский водопад произвёл глубокое впечатление. Реально стояще место, а главное, отлично дополняет и без того классный вело-маршрут. После посещения водопада мы стремительно помчали вниз в хутор Русский.

На этом разведка была завершена, но было еще достаточно рано и несмотря на то, что за день мне стало совсем худо я предложил Роме попробовать поймать попутку из Мезмая, подняться на перевал и разведать еще один вело-маршрут в долине реки Хакодзь. Насколько я знаю там тоже есть красивый водопад, а еще очень много останцев (ракушек) свидетельствующих о том, что когда-то всё покрыто океаном. Просидев около получаса на повороте в Темнолесскую нас так никто и не подобрал. Начал капать дождь и тучи с высокогорья ложились в долину Курджипса. Мы спустились к продуктовому магазину в Мезмае. Я купил кефир и шоколадку, позвонил Гебу, сказал что ждём его у магазина, потом скушал купленный провиант и крепко уснул прямо под навесом у магазина. Рома разбудил меня и я услышал мерный гул подъезжающей машины. Состояние моё было на 2-. Все тело ломило, голова гудела и я понял, что сильно простыл. Мы забрали из Темнолесской Сергея и Саню. Все ребята отлично справились со своими задачами. Мы поднялись на Мезмайский перевал, забрали там машину Ромы и поехали домой. Я нашел в себе остатки сил и ехал за рулём до Краснодара.

Больше суток у нас ушло на это замечательное путешествие, в результате которого мы сделали очень много, на наш взгляд, полезной работы. Ведь уже в эти выходные наши группы поедут по любимому маршруту и мы очень хотим чтоб все участники получили удовольствие от катания по этим красивейшим местам.